К истории нелегальных наркотиков

Международная академия трезвости, Нижний Новгород
Маюров А.Н.
Маюров Александр Николаевич —доктор педагогических наук, профессор, академик, член Союза писателей России, президент Международной академии трезвости (Нижний Новгород). E-mail: mayurov3@gmail.com Сайт: www.intacso.ru

Всем, кто пытается лучше разобраться в проблеме наркотической зависимости, надо хорошо представлять прошлое, чтобы лучше осознать настоящее и спланировать будущее.

Знакомство человека с наркотиками состоялось тысячелетия назад, но именно в ХХ и XXI вв. употребление наркотических средств стало мировой социальной проблемой. Люди каменного века знали опиум, гашиш, кокаин и использовали их, например, для поднятия боевого духа при подготовке к сражению, а также — для придания сознанию достаточной податливости в процессе религиозных обрядов, чтобы люди чувствовали как бы непосредственную связь с потусторонними силами.

Многие века, если не тысячелетия, контролировали потребление наркотических, одуряющих веществ на Руси волхвы, ведуны, шаманы и другие представители духовного языческого мира. По сведениям профессора Б.Н. Головкина в древней Руси было известно более 100 наименований различных наркотических веществ, дурманов и одуряющих препаратов (2). Вот, что пишет по этому поводу известный исследователь истории наркотизма, профессор Б.Ф. Калачев: «Наши предки принимали одурманивающие сознание препараты (по-видимому, в первую очередь галлюциногенные грибы) под неусыпным контролем славянских жрецов в обрядовых и лечебных целях. Нельзя забывать, что в те далекие времена волхвы и ведуны были одним из первых по значимости политическим инструментом княжеской власти» (3).

берсерк
Берсерк у скандинавов

Шумерская цивилизация оставила на глиняных табличках (примерно 3500 г. до н. э.) самые ранние советы по приготовлению и употреблению опиума.

Использование галлюциногенных грибов в религиозных ритуалах засвидетельствовано ранними источниками во всех уголках планеты – в Мексике, Скандинавии, Сибири.

На стенах погребальных пещер индейцев Центральной и Южной Америки встречаются изображения людей, жующих листья коки (один из наиболее распространенных способов приема кокаина в тех регионах и теперь). Эти рисунки специалисты датируют примерно 3000-м годом до н. э. (4).

Около 2700 года до н. э. в Китае уже использовали коноплю — в виде настоя, как чай. Император Шен Нун (5) предписывал своим подданным принимать такой чай в качестве лекарства от подагры и рассеянности. Как средство от кашля и поноса предлагал использовать гашиш лечебник (2737 г. до н. э.) китайского императора Шен Нуна.

Египетский папирус (XVI в. до н. э.) рекомендовал мак в качестве лечебного средства.

Настойки, в состав которых включались вино, мед и опиум, применялись в Греции в VII в. до н. э. Геродот (484-424 гг. до н. э.) описал одурманивание под действием дыма при сгорании конопли (6). Аристотель (384-322 гг. до н.э.) упоминал в своих трудах об опиуме и его действии. Гален (130-200 гг.) обнаружил возможность применения опиума в качестве противоядия и считал его самым эффективным лекарством.

Шен Нун

Древнеримские медики, применявшие опиум, выяснили, что он может быть смертельным ядом. Вначале VII в. н. э. на Аравийском полуострове возник ислам, священная книга которого Коран (616 год) запрещала употребление алкоголя, в связи с чем, появились попытки заменить алкоголь опиумом. Использование опиума для наркотического одурманивания началось в середине VII в., когда арабы установили свое господство от Египта до Афганистана. В следующем веке владения халифата расширились за счет Испании, Северной Африки, Кавказа, Средней Азии, Пакистана. Исламские завоеватели несли народам свою религию и… опиум.

Болезненное привыкание к наркотику свидетельствовало тогда о деградации человека и его принадлежности к «худшей» части общества. Но со временем оказалось, что и среди респектабельных слоев населения — среди правоверных мусульман — появились те, кто впал в роковую зависимость от опиума.

Авиценна (Ибн-Сина, 979-1037 гг.), выписывая рецепт на опиум содержащее вещество, предупреждал, что длительное употребление «лекарства» вызывает безудержное к нему пристрастие (7).

С эпохи крещения Руси (988–989 гг.) развернулась острая политическая борьба между Православной Церковью и жрецами славянского язычества и другими языческими верованиями. C введением на Руси христианства и сосредоточением в руках Православной Церкви идеологических и здравоохранительных функций, что исключало использование наркотических одурманивающих средств изменения сознания, население постепенно прекратило прибегать к наркотикам и другим одуряющим веществам. Несмотря на строгий надзор со стороны духовных лиц православия за потреблением одурманивающих веществ, в народе постепенно развивалась народная медицина, в образе ведьства, зелинничьства, потворов, чародеяния, волхования и различных заговоров. (8) В частности, согласно ст. 9 Устава князя Владимира Святославовича зелинничьство запрещается, а ст. 16 возлагает лечение больных на церковных людей (9). За ведьство тогда могли сжечь на костре, за чародеяния наказать штрафом, а за отравление травами или грибами могли покарать смертью. Дурманящие средства, многие из которых были известны еще со времен путешествия Афанасия Никитина (XV в.), оставались под запретом. Их употребление считалось страшным грехом. Не меньшим грехом была и продажа наркосодержащих лекарств не для лечебных целей. За этим по-прежнему пристально следили священнослужители, которым приходилось решать — отпускать или не отпускать подобный грех тем, кто являлся с покаянием.

Марко Поло (1254-1324 гг.) поведал об использовании гашиша в Персии Хасаном ибн ас-Саббахом в религиозных и политических целях.

В конце XIII в. крестоносцы привезли с Ближнего Востока в Европу опиум как средство одурманивания. Но благодаря средневековой инквизиции использование в Европе опиума для получения удовольствия приостановилось на несколько веков. Католики уповали на божественный промысел и считали мак «нечестивым растением».

Купцы древней Руси в XIII – XVI веках успешно торговали, как с Востоком, так и с Западом. Но мы не нашли фактов, литературных или исторических первоисточников, в которых авторы сообщали бы, что русские купцы привозили из дальних стран что-то похожее на гашиш или опий. Первый мак на Руси появился XI веке в Киеве, а к XV веку он был известен в Российском государстве повсеместно. Но в виде наркотика он нигде не применялся. Имел хождение только в качестве пищевого продукта и снотворного. Некоторые мамаши применяли его в качестве снотворного жмыха для грудных детей во время сельскохозяйственных работ на деревне.

Парацельс

Прямые указания на пресечение незаконного оборота наркотиков или других одуряющих веществ в нормах Соборного Уложения 1649 года отсутствуют. Исключение составляет ст. 23 главы XXII, предусматривающая смертную казнь в случае отравления человека зельем. В этой ситуации обвиняемого заставляли пить яд, которым он лишил жизни потерпевшего (10).

По мере расширения контактов европейцев (в основном, англичан, французов, португальцев и испанцев) с коренным населением Америки, Европа «обогатилась» наркотическими средствами и психотропными веществами: кокаин пришел из Южной Америки, различные галлюциногены — из центральной.

В последующие века опиомания неудержимо распространялась, постепенно охватывая своим воздействием регион за регионом Ближнего и Среднего Востока, Средней и Южной Азии. В XVI веке она добралась до Китая, где впоследствии разыгрались наиболее драматические события в истории наркомании прошлых веков. Интересно, что в Европе бурный всплеск этого процесса тоже приходится на XVI век.

Именно в XVI веке в медицинскую практику в Европе широко был введен опий. Сам этот факт приписывают знаменитому Парацельсу (настоящее имя — Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм) (21 сентября 1493 года — 24 сентября 1541 года) — авторитетному медику того времени.

Прямые указания на пресечение незаконного оборота наркотиков или других одуряющих веществ в нормах Соборного Уложения 1649 года отсутствуют. Исключение составляет ст. 23 главы XXII, предусматривающая смертную казнь в случае отравления человека зельем. В этой ситуации обвиняемого заставляли пить яд, которым он лишил жизни потерпевшего (11).

В 1798 году Наполеон, заняв Египет, обнаружил, что большая часть мужского населения этой страны находилась в состоянии некоего духовного паралича, вызванного постоянным употреблением гашиша. Однако все его попытки запретить употребление конопли оказались безрезультатными, и его солдаты занесли эту пагубную привычку с собой в Европу, где до той поры индийская конопля была известна лишь как техническая культура, дающая длинные и прочные волокна.

Сан-Франциско, 1882 год. Опиумокурильня. Фото: www.globallookpress.com

Присоединение в XIX веке к Российской Империи Кавказского и Закавказского регионов, особенно огромного куска территории Центральной Азии, послужила мощным толчком для знакомства русских с наркотиками, которые имели место в этих регионах. По некоторым оценкам, в Средней Азии начала ХХ в. проживало не менее 1 млн. человек, интенсивно употреблявших наркотики, а контрабандный оборот опия и гашиша переваливал за сотни тонн. С 1871 по 1881 годы русские войска, находясь по приглашению манчжур на территории Китая в Илийском крае (так называемая «Новая территория» Цинской империи — Синьцзян), еще сдерживали волну наркотиков. Отвод войсковых частей обратно на территории Туркестанского края повлек за собой отток из Поднебесной некитайских народов, сочувствующих России, — уйгуров (таранчи), дунган и казахов. К 1881 году на российскую территорию их перешло не менее 200 тысяч человек. К сожалению, многие представители этих народов успели заразиться в Китае наркоманией, а уйгуры и еще более дунгане (мусульмане по вероисповеданию) — овладеть приемами наркобизнеса (12).

В 1805 году удалось выделить морфин – вещество, обладающее одуряющим эффектом, и когда в 1856 году появились шприцы, начала развиваться более опасная форма наркомании, через уколы. А поскольку производство и распространение наркотиков, как оказалось, дело — сверхприбыльное, то стали возникать серьезные конфликты между странами и даже вооруженные столкновения в борьбе за рынок их сбыта. Наиболее памятный пример тому — «опийные» войны середины XIX века. Первая — это АнглоКитайская война 1840-1842 гг. Английские торговцы опиумом активно осваивали китайский рынок и за короткий срок буквально наводнили страну этим зельем. Была и вторая и третья «опиумные» войны, где также победили англичане, французы и американцы (13).

Полная версия статьи:

http://sobriology.trezvosmi.ru/2019/11/01/k-istorii-nelegalnyh-narkotikov

Поделиться: